Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре.
Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – «только верой».
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трем важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях – подготовительных ступенях к будущему Воскресению! – Он явственно открыл Свое Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в богослужебном календаре.
Вторая «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой (первой «неделей» считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни, и в нем прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они еще раз повторяются, а затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»
Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого.
В Древней Церкви было принято, чтобы люди, крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещенных завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Христианская Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лука 20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре «Радоницей».
Источник: «Азбука Веры»